В соответствии с ФЗ РФ от 29.12.12 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и ФЗ РФ от 27.07.10 года № 193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» с 10.09.2020 года в техникуме действует Служба медиации техникума.


Для разрешения конфликтных ситуаций (в том числе личных проблем) обращаться в кабинет № 27 заместителя директора,
к руководителю службой медиации Тишкиной Л.С., в течение рабочего дня с 8.30. до 17.00.
В вечернее время обращаться к члену службы медиации,  воспитателю общежития, Ермоловой О.В. до 22.00.


Медиация основывается на принципах:

• добровольность
• конфиденциальность
• взаимоуважение
• равноправие сторон
• нейтральность и беспристрастность
• прозрачность процедуры
 
 ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ В СЛУЖБУ МЕДИАЦИИ ЕСЛИ

• ВЫ ПОРУГАЛИСЬ ИЛИ ПОДРАЛИСЬ;
• ВОЗНИК ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ»
• ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ ЛИШНИМ;
• У ВАС ПРОБЛЕМЫ С РОДИТЕЛЯМИ;
• ВАС ОСКОРБЛЯЮТ;
• ВАС ОБИДЕЛИ ИЛИ ОБОКРАЛИ;
• ВАС ОБИЖАЮТ В ГРУППЕ ИЛИ ОБЩЕЖИТИИ.

Условия, при которых ситуация конфликтная может быть рассмотрена Службой медиации техникума

1) Стороны признают свое участие в конфликте или криминальной ситуации (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить.
2) Стороны психически здоровы (поскольку в противном случае они не могут брать на себя ответственность за свои поступки).
3) Информация о ситуации на время рассмотрения службой не будет передана в другие структуры (совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т.п., ПДН, РКДН и ЗП).

Чем Служба примирения может помочь директору.

В техникуме начнёт создаваться инновационная практика примирения.
Техникум станет более комфортным  для студентов и более привлекательной на данной территории.
Сам директор будет тратить меньше времени на разбор конфликтов, освобождая время для более важных задач.
Отношения в техникуме будут улучшаться.
Ценности восстановительной медиации станут распространяться среди студентов и педагогов техникума, а затем и на родителей.

Чем Служба примирения может помочь родителям.

1. Родители могут обратиться в службу в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ними.
2. Родители могут обратиться в службу в случае неумении договориться с преподавателем.
3. Родители могут освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуациях.

Чем Служба примирения может помочь педагогам.

1. Появиться возможность конструктивно управлять  конфликтами в техникуме.
2. Конфликты используются в качестве воспитательной ситуации, которая при правильной организации может помочь развитию студентов.
3. Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в подрастковой-взрослой среде, происходит развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации студентов.
4. Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.
5. Укрепляется роль самоуправления студентов.

Возможности педагогов в развитии восстановительной культуры техникума.

1) Передавать сложные конфликты в службу примирения.
2) Самим педагогам необходимо осваивать восстановительные практики и коммуникативные техники.
3) Дополнять воспитательную работу элементами восстановительных практик.

Чем служба примирения может помочь студентам.

1) Научиться конструктивно, общаться со сверстниками и взрослыми.
2) Научиться убеждать других словами, а не силой.
3) Участвовать в интересной «взрослой» и общественной полезной (волонтёрской) деятельности.
4) Научиться конструктивно выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.
5) Студентам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других подростков.
6) У подростков – обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние. Посильно возместить причинённый вред, принести извинения и услышать слова прощения. Осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.
 
АКТУАЛЬНОСТЬ МЕДИАЦИИ

Альтернативное разрешение споров явление новое для российской действительности, которое имеет в иных государствах определённую историю, насчитывающую несколько десятилетий. Основная специфика этого явления – ориентированность не на выяснение правоты одной из сторон спора, а на достижение консенсуса путём переговоров, проводящихся в той или иной форме. Этой проблематике уделяется внимание на уровне Организации Объединенных Наций, Европейского Союза, Международного банка реконструкции и развития, Международной торговой палаты и т.д.

Возникновение этого института стало результатом поиска путей решения следующих проблем:

• Расширение и усложнение сферы гражданского общества, развитие в нем интеграционных процессов естественным образом приводит к возрастанию числа споров. Это характерно для гражданских, трудовых, семейных, корпоративных и даже административных отношений. Сегодня можно говорить о «юридизации жизни»: процессуальное и структурное усложнение современного общества, умножение интересов и потребностей личности превращают конфликты в естественную составляющую динамики социальных процессов и необходимый инструмент регулирования отношений.
• Основной институт рассмотрения и урегулирования споров – суд – сегодня явно перегружен, что не только сказывается на качестве его работы, но и снижает эффективность правового регулирования и разрешения конфликтов. Кроме того, в современном мире содержание судебной системы требует все большей финансовой поддержки со стороны государства, что осложняется в условиях мирового финансового кризиса. В связи с этим каждое государство ищет решения, которые позволили бы отнести дела, не требующие высокой юридической квалификации, к ведению внесудебных институтов.
• Развитие современных рыночных отношений, обеспечение стабильности гражданского общества невозможно без формирования устойчивых хозяйственных связей между различными субъектами предпринимательской деятельности. Поэтому важно переориентировать участников экономической деятельности — убедить их перейти от конфронтационного типа отношений к отношениям сотрудничества, кооперации со своими контрагентами. Медиация в силу особой технологии переговоров, направленной на сотрудничество спорящих сторон, способна стать здесь эффективным средством.
• В отличие от США и Европы, где социальные услуги населению в основном оказываются негосударственными организациями, в России существует прямое подчинение муниципальных организаций вышестоящим чиновникам, вертикальная организация учреждений социальной сферы. Это приводит к огромной и часто избыточной отчетности, постоянным проверкам, большому количеству контролирующих инстанций, низкой оплате труда социальных работников, вымыванию активных и творческих специалистов из учреждений социальной сферы.
• Недостатки межведомственного взаимодействия в работе с подростками и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. В работе с конкретными случаями часто отсутствует кооперация специалистов, целевые программы на уровне региона замкнуты на конкретное ведомство, те или иные проекты государственных и муниципальных организаций не учитывают необходимость совместной деятельности и возможные вклады некоммерческих организаций в эту работу.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА МЕДИАЦИИ

В настоящее время в России создана нормативная база медиации:
• Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, которая определила «приоритет… мер воспитательного воздействия», «наличие системы специализированных вспомогательных служб», «нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении» с помощью реализации «примирительных программ»;
• Во исполнение «Национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы» принято Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 г. №  1916-р, п.62«Об утверждении Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», где раздел V , п.62 предусматривает «развитие сети служб медиации», в т.ч. организацию «служб школьной медиации в образовательных учреждениях»;
• ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)»;
• Методические рекомендации Минобрнауки от 18.11.2013 г. ВК- 844/07 «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях».
• Действующий в настоящее время ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» определяют принципы воспитания взаимоуважения, ответственности, что важно для создания служб медиации в образовательных организациях.
При создании служб медиации можно ориентироваться на ст.27 п.2  ФЗ № 273, определяющую, что «образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (… методические и учебно-методические объединения и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения)». То есть служба медиации может быть оформлена на основе локальных нормативных актов образовательной организации.
Также важно отметить, что в законе № 273-ФЗ, в статье 45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» указывается, что в организации, осуществляющей образовательную деятельность, создаётся «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений». Исходя из текста закона и Методических рекомендаций по созданию служб школьной медиации, «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений» и Служба школьной медиации — разные структурные подразделения образовательной организации. Они могут взаимодействовать, сотрудничать и дополнять друг друга с учётом различия их целей, методов работы и зон компетенции, и это должно быть зафиксировано локальными актами образовательной организации.

Что дает обращение в службу медиации

ПОДРОСТКУ СОВЕРШИВШЕМУ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

РОДИТЕЛЯМ

ПОТЕРПЕВШЕМУ

· осознать причины своего поступка и их последствия;
· помочь подростку в трудной жизненной ситуации;
· избавиться от негативных переживаний и желания отомстить;
· не развивать конфликт дальше;
· способствовать развитию у подростка ответственного и взрослого поведения.
· убедиться в том, что справедливость существует.
· загладить причиненный вред;
 
 
· вернуть к себе уважение и восстановить важные отношения в том числе в семье, которые возможно были нарушены в результате случившегося;

 

Положение о службе медиации техникума
Приказ об организации службы медиации
План работы службы медиации «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг»