Уважаемые преподаватели и студенты!
Библиотека «Белгородского техникума промышленности и сферы услуг» к 45-летию образования «Белгородского техникума промышленности и сферы услуг» и 80-летию создания системы профессионально-технического образования продолжает размещать авторские работы преподавателей.
Уважаемые читатели напомним еще раз - личные воспоминания, автобиографии, мемуары, эссе, дневниковые записи, рабочие заметки  являются самым ценным историческим материалом!

Сегодня мы размещаем эссе нашего преподавателя, мастера производственного обучения Татьяны Ивановны Корсаковой.

 

Взгляд человека на профессию, свой жизненный путь, историю своей семьи. Всё это составляет золотой фонд любого исторического исследования, является наибольшей ценностью архивного собрания (как государственного, так и семейного), украшением историко-архивных исследований и публикаций.
Мы смело утверждаем работы преподавателей «Белгородского техникума промышленности и сферы услуг» наполнены особенной теплотой и сердечностью. Это большой и непростой труд оформить свои воспоминания, переживания, достижения в виде текста. Наши преподаватели смогли преодолеть все трудности и предоставили замечательные работы.

Какое хорошее слово— «профтех»!
В нём опыт вот этих, в нём молодость тех!
В нём труд, и учёба, и общий успех!
Давайте гордиться, что мы из профтех!
      Мой путь в «профтехе»… с чего и когда он начался? Задаваясь этим вопросом, я не нахожу точного ответа , и дело совсем тут не в конкретных датах в трудовой книжке.

    ...В семье, где я росла, получение профессии в училище никак не рассматривали. Мои родители, не смотря на отличное  окончание школы, дальше учиться, не захотели  и остались работать в колхозе, а брат, хорошо окончив школу, поступил в автодорожный техникум, а потом и в институт.

        А я хотела стать учителем - это была мечта с детства. И  видела я себя  только учителем математики. Авторитет школьного учителя математики, кстати,  мы до сих пор с ней  поддерживаем друг с другом связь, сделал свое дело. Но,  когда встал вопрос выбора  профессии, жизнь распорядилась по своему, и я поступила в техникум, совсем далекий от педагогики. Это был техникум советской торговли в г. Курске, технологическое отделение. Важную роль сыграло, то, что отличников принимали туда без экзаменов, а я, сельская школьница, боялась сдавать  экзамены, думая  тогда, что городские учителя более требовательные. Но учеба в городе давалась  мне  легко,  к тому же, учиться было интересно, поэтому три с половиной года прошли очень быстро. Получив распределение по окончании техникума, а  оно тогда было обязательным, я оказалась в Белгороде и начала свой трудовой путь в столовой  в должности повара. В том же году поступила в институт общественного питания в г. Харькове на  заочное отделение. Поехала туда вместе с подружкой, что называется «за компанию», и так получилось, что поступила. За время учебы в институте и работы на производстве в разных должностях, мысль об учительстве не покидала меня. Поделившись ею с мастером производственного обучения Ефремовой Марией Ивановной, (тогда практиковалось индивидуально-бригадное обучение на производстве), я укрепилась в возможности  ее реализации. «Учить ведь можно не только математике, но и профессии, а это не менее важно, а может даже более», - таков был совет Марии Ивановны, впоследствии ставшей моим наставником уже  в лицее.
 А в стране в это время  шли  перемены. 1989 год.  Гласность, демократия, выборы… Ко мне, тогда,  как к  освобожденному секретарю  большой партийной организации,  это имело прямое отношение. Понимая, что политика – это не мое, я активно искала работу.  Встретившись на одном из партийных форумов  с  тогдашним директором училища №20 Сапрыкиным Василием Тимофеевичем, я приняла его приглашение на работу мастером производственного обучения. Добросовестно отработав секретарем партийной организации до следующих выборов, я пришла на работу в училище.

 Мастер производственного обучения группы третьего, выпускного, курса профессии кондитер – это было начало моей работы в училище. 30 августа 1989 года я приступила к, совсем для меня, новой работе. Честно признаться,  сначала было совсем непросто. Не имея педагогического образования и опыта работы с детьми, порой не знала, как поступить с учеником в той или иной ситуации. Иногда казалось, что не я их воспитываю, а они меня.  Но рядом были такие опытные педагоги, как Зинаида Петровна Негодина, Валентина Васильевна  Капица, Мария Ивановна  Ефремова, да и руководство училища хорошо помогали  нам, молодым педагогам. Я очень быстро прониклась работой с детьми и поняла, что это то, к чему я шла больше 10 лет. 

Жизнь не стоит на месте, и каждое время предъявляет свои требования, а ты должен  идти в ногу с ним, находиться в позиции постоянного познания, тем самым, развивая, в первую очередь, себя. Поэтому самоанализ, самообразование, самоотдача    стали неотъемлемой частью моей жизни. Уча детей, училась сама, и не  только на разных курсах повышения квалификации, порой училась у них же, своих студентов. Чтобы быть в курсе их событий, необходимо знать, чем живут они, что их в данный момент интересует. В какой-то момент я вдруг поняла:  живя интересами детей, становится ясным как с ними работать. Нужно просто вместе с ними проживать эти чудесные студенческие  годы: наблюдать, удивляться и экспериментировать.  Иногда ради обучающихся  приходится отказываться от своих планов.

    Менялись и мои подходы к обучению профессии. Особенно это  стало  актуальным в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знаний, где особую роль играет процесс трансформации информации в знания, а затем и в умения. Поэтому современная система образования требует от мастера производственного обучения постоянного совершенствования знаний, освоения новые  трудовых приемов,   которые я старалась получать и осваивать разными способами. Это мастер-классы, открытые уроки коллег, обучение на курсах повышения квалификации, семинары - практикумы. Я уверена в том, что для эффективного обучения профессии с учетом современных требований без этого не обойтись. Достигнутой целью считаю, когда мои ученики, работая на  производстве, превосходят в профессии  меня. Значит не напрасно прошли  мои уроки, не напрасны были мои беседы, значит, вовремя было сделано - то необходимое, что сделало из практиканта профессионала.  

Многое изменилось за 30 лет в профессионально-техническом образовании: стало другим наше учебное заведение, открылись новые профессии, улучшается материально-техническая база, меняются формы и методы обучения,  но одно в моей профессии  остается неизменным – моя любовь к детям. Она безгранична  и  постоянна.    Наверное - это самое главное, что столько лет удерживает меня  в профессии.   
                                                
       Вспоминая слова Марии Ивановны о том, что профессии учить, не менее важно, чем, например,  математике, я понимала и принимала это все более близко. Ни для кого не секрет, что  к нам  приходят учиться, мягко скажем, не самые одаренные дети, а выпускники школ – интернатов, детских домов, дети из неблагополучных, малообеспеченных семей. Так называемые «трудные дети», на мой взгляд, не должны являться  препятствием к освоению профессии. Главное, считаю,  увидеть в них не трудность, а уникальность, попытаться их понять и принять такими, какие они есть. Вот и стараюсь быть  для них в одном лице родителем, мастером, наставником, педагогом и другом. Понимая, насколько это ответственно, хотелось  бы быть для них примером.

Я считаю себя счастливым человеком. Мой мир – это я, моя семья, мои ученики, моя профессия, друзья. У меня прекрасная семья. Она живет по законам жизни, созданным человечеством на протяжении многих веков. Это – честность, порядочность, свобода, скромность, принципиальность, ответственность. С раннего детства мне привили любовь к труду, Родине. Эту любовь я передаю своим обучающимся.  Размышляя о своем жизненном пути, я понимаю, что нет черты между тем, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Эти два понятия тесно переплетены в моей судьбе и продолжают жить вместе со мной.

Скоро 1 сентября. 31- й раз я начну новый  учебный год.  Я приду к своим ученикам и скажу: «Здравствуйте! Поздравляю вас с началом нового учебного года…».